Ну в общем Паганель попросил откомментироваться, так как сам он по причине истерики до конца как говорит прочитать не смог... ну у меня нервы сильнее и так по шагам-с:
Первое и самое сильное впечатление, возникающее у человека, сталкивающегося с SAP вживую, — ужас.
А человек который сталкивается с OBS, наверное испытывает радость и счастье?! Вообще-то любая большая система, с точки зрения человека пришедшего с локальной 1С, вызывает не понимание, так как в системах такого уровня принята зачастую своя терминология, что на начальном этапе сбивает с толку, но заметьте, часть терминологии которая принята в SAP стала в последствии общепринятыми терминами, например в части модуля CO, так читая книжки по управленческому учету, ну ощущение что пишутся пользователями SAP.
Предназначение программ, полей ввода, колонок таблиц обычно никак не следует из их названий. Это поражает.
Это я несколько не понял, так как для такого утверждения все таки надо бы вложить статистику, что вот на экранах А,B,С находится к примеру 40 полей ввода и из них 30 наименований полей не соответствуют действительности. А так это из разряда высказываний Лелика Козодоева: "Шеф все пропало! Клиенту снимают гипс!"
Прикинуть стоимость внедрения можно было бы на самых ранних стадиях, просто взглянув на снимки экрана с примерами форм, но… Их-то как раз не публикуют.
Вообще-то стоимость внедрения не прикидывают а считают, причем довольно точно, ну если таки хотят ее считать, просто зачастую внедрение это хороший способ пополнения собственного кармана для руководства участвующего во внедрении, как пример вот статья You are not allowed to view links.
Register or
Login ("Юнимилк" меняет MS Axapta на SAP), и вот что там говорят про стоимость внедрения:
Александр Ленский из "Юнимилк" в беседе с CNews отметил, что "бюджет проекта не до конца ясен". Сергей Фильченков из "Финама", в свою очередь, полагает, что стоимость больших ERP-решений, как правило, начинается от €1 млн. С учетом масштаба бизнеса компании (в 2008 г. объем продаж "Юнимилк" превысил 40 млрд руб.), ее затраты, скорее всего, составят €5-7 млн. По мнению Фильченкова, эти инвестиции, скорее всего, окупятся за 1-2 года, что можно считать хорошим показателем для крупного бизнеса.
Ну если таким образом, то конечно 5-7, но есть и проекты где стоимость рассчитывают и самое интересное что вкладываются в рассчитанный бюджет, хотя вроде как превышение бюджета по IT продуктам до 10% не считается вообще превышением, хотя я как-то работал на проекте где были выдержаны сроки и стоимость внедрения, бюджет кажется был превышен всего на 1%, но при этом была расширена функциональность внедрения.
Бывает и еще веселее: некоторые элементы управления программы появляются не в ее окне, а в меню клиента посреди его собственных элементов управления. Не знаешь – не догадаешься.
Создается впечатление, что автор в других программах с ходу догадывается что и где находиться, ага.. как там после того как вы все попробовали в программе/приборе и у вас ничего не получилось, прочитайте наконец инструкцию... хотя об инструкции таки будет дальше.
Следует иметь в виду, что SAP не предоставляет покупателям документацию. Ни на каком языке. Да, именно так — ПО продается без документации.
А вот, просто автор, как я же написал выше, не знает про кнопку F1 и про такой сайт как You are not allowed to view links.
Register or
Login (где справка есть даже процентов на 80 на русском) так же автор не знает что существует множество, к сожалению в большей части англоязычных книг, в которых все очень подробным образом описано с комментариями автора на примерах внедрения и т.д.
Отправляйте сотрудников на обучение, только будьте готовы к тому, что и учебные курсы будут неэффективными. Как показывает практика, чему-то научиться сотрудники могут, только помотав (в первую очередь себе) нервы на реальном проекте.
Ну с курсами тема особая, будучи иногда не только слушателем, но и читателем курсов причем как по стандартным модулям так и по подготовленным самим, могу сказать, что к сожалению в большинстве случаев, человек приехавший на курсы, воспринимает их как способ смотаться в Москву/Вальсдорф и т.д. на шару (ну не совсем на шару, скажем так за счет компании) и поэтому на самих курсах в лучшем случае из 10-15 человек есть всего 1-2 которые действительно делают задания по курсам и пытаются вникнуть в рассказываемое. Далее человек 5-7 делают задания до первого сложного примера или из 5 дней в первый 1 или 2 дня, далее они забивают и просто, в лучшем случае, сидят и не мешают. Ну и остаток появляется в первый день, а потом в последний чтобы забрать листочек о прослушанных курсах... а потом вы хотите, чтобы при таком раскладе пользователь все знал?! Да он забил на это дело.. .исходя из принципа, потом в бою разберемся.
А ну и конечно есть случаи когда читающий курсы сам плавает в теме, но тут это уже на совести SAP, хотя я вот на курсы когда ездил старался узнавать, кто читает и на часть курсов ехал именно потому что их будет читать определенный человек. Но это уже лирика
Есть серьезное подозрение, что так называемые «курсы», например (привожу из знакомой мне области) HR505 — по организационному менеджменту, HR305 — по администрированию персонала, HR306 — по учету рабочего времени и т.?д., выпускаются с искажениями,
Они выпускаются не с искажениями, они просто пока дойдут до первода уже являются устаревшими, хотя в начале курса написано по какой версии и на какую дату является актуальным данный курс. А специально уж поверьте их никто не искажает, можно подумать SAP-у другим нечем заняться, только специально для вас курсы искажать... Опять же по курсам, более свежими являются курсы которые больше востребованы, например MM/FI так как количество пользователей, которые их приедут послушать больше, соответственно и переводить и обновлять их будут в первую очередь, чем курсы по HR.
Почему так? Казалось бы, это очень странная позиция. Видимо, таким образом фирма SAP защищает свои интересы и интересы своих партнеров. Литературы по системе тоже очень мало.
Ну про help.sap.com ладно проехали, на руссом литературы пока мало, но уже она стала появляться, вот к примеру небольшой списочек из того что я читал You are not allowed to view links.
Register or
Login , но вот литературы на английском в мире достаточно, заказать ее не проблема, написана она очень качественно, но есть одно но... надо знать английский.
Месячная зарплата «сапера» превышает гонорар, который может предложить за книгу издательство, поэтому новички отказываются от планов «издать книгу» (а такая мысль поначалу возникает у многих), когда дорастают до специалистов.
На самом деле очень рекомендую автору попробовать написать книгу и даже не по SAP, а просто книгу в любой теме, например по его хобби, ну если оно у него есть. В свое время я как-то пытался это сделать, это было не по SAP и даже с издательством BHV общался по теме своей книги, но вот именно проблема в том, чтобы написать, а потому что грамотно изложить мысли и получить книгу, которую будут читать, это очень сложно в любой отрасли, я пробовал, так что могу это откомментировать и зарплата сапера тут не при чем. Кстати, если вы бы ее написали, то могу сказать, что ваша ценность как специалиста SAP поднялась бы на порядок, потому что, не все измеряется гонораром за книгу, есть такие вещи как репутация и известность на которую и играет издание книги.
PS: Да, но только книга не должна быть в стиле вашей статьи, которая по большей части, ну очень далека до истины... и это я еще из вежливости так говорю В итоге знания передаются из уст в уста. Чтобы не быть голословным, опишу типичную настройку и укажу курсы, которые ей соответствуют, чтобы вы могли убедиться, насколько сильно официальные материалы расходятся с действительностью.
Ну хоть не написал, что передаются половым путем, кстати откомментировать HR не смогу, так как я занимаюсь ММ и всем что около него лежит, так что третий раздел для меня сложный
Для покупателей это означает, что они не имеют ни малейшего шанса настроить SAP самостоятельно. Единственный способ справиться с проблемой — заключить договор об обслуживании с фирмой — партнером SAP
Ну тут автор тоже не прав, скажем так на текущий момент можно купить SAP и можно нанять специалистов, которые настроят систему, причем на текущий момент это даже будет в размерах 3-4 тысяч в месяц за высококлассных специалистов, а потому что не всем нравится работать на консалте... но тут проблема в том что не хотят платить, точнее как мне сказали на одном месте работы, вот поднять тебе денег 100 баксов мы не можем, а вот нанять консультанта за 1500 в день, не вопрос, а потому что статьи бюджета разные... так вот хочу сказать, что пока это будут разные статьи бюджета (хотя карман вроде как по идее один), до той поры и будет дорого внедрять системы любого уровня.
Для тех, кто занимается ИТ, это значит, что они не имеют ни малейшего шанса изучить SAP «в домашних условиях». Единственный способ — наняться на работу в компанию, которая заключила договор об обслуживании, или в фирму-партнер.
Вот, кажется первое утверждение с которым я таки согласен... хотя SAP что-то там уже типа делает в этом направлении, вот на курсы можно записаться будучи даже физическим лицом.
Странно спроектированный интерфейс и традиции устной передачи знаний приводят к тому, что первые два года новичок работает за 600–700 долл. в месяц, после чего происходит резкий скачок зарплаты в диапазон 3–5 тыс. долл. в месяц.
Ну вот OBSE с разными интерфейсами в разной функциональности это не странно, а вот SAP у которого интерфейс стандартизирован для всех приложений (вплоть до иконок, хотя молодняк по первах все стремиться их типа заменить на свои, как им кажется более понятные), это странно и непонятно. По моим наблюдениям за 2 недели пользователь начинает работать с любым интерфейсом и это не тот критерий который надо ставить на первое место при подходе к системам. Что же касается про резкий скачек... ну так это потому что внедрения лепились как пирожки, а вот качество не успевало, поэтому и платили денег много, чтобы хоть кого-то найти... кстати, сейчас кризис чуток расставил все по местам... Потому что как по мне платить надо за знания, а не за время работы с системой, так как вещи это к сожалению слабо коррелируемые, один за год становится специалистом, а другой и через 4 года двух слов связать не может...
Настройщики (checkbox’еры) получают столько же, сколько программисты (abap’еры), и это совершенно справедливо:
Вот тут к сожалению не так, абаперы получают денег меньше, хотя зачастую знают больше
а ну и вы забыли еще администраторов серверов SAP, которые получают или как абаперы или иногда меньше... (Да исключения есть всегда и везде)
Максимально же известная сумма, которую запрашивал «сапер» (причем фрилансер), составляет 19 тыс. долл. в месяц.
Ну это исходя из ставки 900 зеленых за 22 дня? Ну SAP к примеру раньше брал 1200, причем евро за день консалта... ну вообще-то вы могли бы пойти по рынку и найти другого фрилансера, если это тривиальная задача и она не стоит 19 штук зелени. Фрилансер же не приставил нож к горлу этой компании со словами, что или 19 штук, или завтра ваша система вместе с вами взлетит на воздух, потому что все заминировано. Вообще мне показалось что автор шибко завидует тому фрилансеру, по типу я вот тоже умею галочки расставлять, а мне платят всего 800, не справедливо... Ну что же вполне может так и есть, но опять же никто не мешает автору пойти на вольные хлеба и тоже продавать себя даже за 50 000, только вот похоже, что того фрилансера за столько покупают, а вот автору это не понятно за что и почему... Ну может он таки книжку написал
И так часть вторая про SAP из внутри:
Тут придется перейти на терминологию SAP (сохранившуюся неизменной с каких-то доисторических времен).
Ну понимаете ли системе 35 с лишним лет (кстати а есть системы которым столько же) и есть компании которые уже десятки лет работают с этой системой и я думаю, что они были бы очень рады, если бы с каждым новым релизом SAP менял терминологию согласно новым веяниям. Так что это как раз плюс и уверенность, что то что было в системе оно так и останется и говорить я буду с людьми на одном языке независимо от версии установленной системы.
Программы здесь называются report‘ами. SAP написан на языке ABAP, в котором существуют три разновидности процедур — function, form, report.
Ну глубина познаний языка ABAP у автора оставляет желать лучшего, ну для начала почитайте хотя бы вот эту книгу, хотя она по версии 3.0 You are not allowed to view links.
Register or
Login , но думаю местами расширит ваш кругозор по поводу языка ABAP.
Report может иметь второе, дополнительное имя, называемое транзакцией (которое не имеет никакого отношения к транзакциям баз данных вообще и той базы данных, с которой работает SAP, в частности).
Вот тут осмелюсь оспорить глубокую мысль автора, так как похоже он не знает что есть транзакции чтения и транзакции изменения данных, а следовательно отчет выбирающий данные тоже имеет полное право называться транзакцией. В общем смысле транзакция это атомарная операция, переводящая систему из одного состояния в другое, а уж количество обновленных таблиц в этой операции это уже не важно, так вот транзакции системы R/3 таки являются теми самыми транзакциями, так как их запуск приводи/или не приводит к изменению состояния системы, т.е. термин выбран правильно, опять же... автору на заметку программа типа REPORT может быть не только читающей но и обновляющей данные. Короче, читаем дядю Дейта и его введение в базы данных.
Только report может иметь транзакционное имя. Дают его в транзакции SE93. Каждый раз, когда встречается слово «отчет», знайте, это — не отчет, а report (т.?е. процедура).
Без комментарией... особенно первое предложение, автору учим матчасть, а потом уже рассказываем про только репорты...
Когда пользователь регистрируется в клиентском ПО, он видит дерево ярлыков (как в Windows Explorer, только оформлено оно чуть иначе) для запуска прикладных транзакций. Корень этого дерева называется Меню SAP и не имеет ничего общего с меню клиента.
Автор видно не знает, что в профиле пользователя можно прописать пользовательское меню и при загрузке пользователь будет получать именно свое меню, это раз... два меню может быть автоматически сгенерировано администратором на основе ролей полномочий пользователя, ну и есть меню фавориты, которое пользователь может формировать по своему усмотрению как ему удобно.
Транзакцию Implementation Guide, она же SPRO, нужно упомянуть, поскольку она занимает совершенно особое место — демонстрирует дерево ярлыков для запуска транзакций, с которыми работает настройщик. Далее — то, что в СУБД называют view («виды»), в SAP называют ракурсами.
Ну особое место... это плюсь, но это именно инструмент настройщика... и удобства тут ни к чему, точнее они уже дело даже не второе. Что же касается ракурс/вид, не знаю мне проще ракурс... но спишем это на мое долгое общение с SAP.
ABAP работает с именами, указанными в Data Dictionary — своего рода «прокладке» между ним и СУБД. Для обработки записей таблицы или ракурса с помощью GUI можно в транзакции SE11 создать специальную программу, называемую диалогом ведения (для этого во время транзакции SE11 в меню клиента (!) выбрать «утилиты», затем «генератор ведения таблиц»),
Не понял что вызвало удивление у автора, похоже он не знаю что и транзакция SPRO находится в общем меню системы SAP т.е. пользователь типа может таки зайти в настройку, другое дело, что вряд ли у него будут полномочия на ведение как ракурсов так и настройки системы. Порадовался за ABAP который работает со словарем данных, а я то думал что это язык программирования, ну для начала пусть автор найдет в словаре данных такие термины языка как WRITE|IF|WHILE и т.д. как не найдет, пусть возьмет книжечку по абапу и почитает на досуге, может откроет для себя много нового и интересного, ну например прямые вызовы SQL в терминах СУБД, хотя я это очень не рекомендую делать.. хлопотно да и переносимость страдает. Вообще-то благодаря принятой методологии SAP может работать на множестве различных СУБД, а если автору не известно, то к сожалению стандарт SQL92 они то наверное поддерживают, но как водиться со своими заморочками, так вот такая организация позволяет работать клиентскому ПО SAP не задумываясь а какая же база данных находится в качество хранилища.
Кроме того, существуют кластерные таблицы (например, BSEG), не являющиеся плоскими таблицами, для которых нельзя создать ни диалог ведения, ни кластер ракурсов, из них нельзя делать select.
Ну кластерные таблицы это отрыжка ограничения старых баз данных на количество полей в одной записи, которая что касается BSEG убрана при активации гибкой главной книги, но вот бред, про то что из них нельзя делать SELECT, это меня порадовало... а как же тогда из них данные можно получить? Ага открою большую тайну именно этим самым SELECT-ом. Вообще типа автор слышал звон, да не знает окуда он... так вот выборки делать можно, но вот для кластерных таблиц нельзя делать JOIN-ы с другими таблицами. Теперь что касается ракурсов, ну конечно например можно сделать ракурс на MSEG (тоже что BSEG, только позиции документа материала), ну и что вы с этим ракурсом делать будете? Ага еще сделайте ракурс ведения, потом завалите систему и отгребите от своего начальства и SAP-а за свои шаловливые ручки и отсутствие головы когда вы это делали.
Найдите где-нибудь, например, курсы HR315 и HR530 и попытайтесь настроить или по крайней мере своими словами сформулировать последовательность действий, которые придется произвести, и помните об ответственности. Даже в SPRO нужные транзакции вы не найдете. В это невозможно поверить, но так оно и есть.
Мне сложно судить по поводу инфо-типов, но для начала пусть автор сравнит версию имеющегося курса с версией системы, потом все таки поймет что в SPRO не всегда запускаются транзакции по имени, часто запускается горячо любимая автором SM30 с именем ракурса, вот этому в SPRO и сложно найти имя транзакции. Вообще-то конечно SPRO имея на борту свыше 100 000 веток, сложная вещь и если автор думает, что вот те 19 штук фрилансеру платили за красивые глаза, то пора взрослеть. Думаю, все знают известную байку про ремонтника, который починил машину одним ударом молотка и потребовал за это 100 долларов. А когда его попросили обосновать цену, он ответил: "1 доллар за удар молотком, 99 долларов за знание того, куда и как ударить". Так вот фрилансер 19 штук хочет за знания, а галку он и автору доверит поставить, но разница та, что фрилансер знает где эта галка, а вот автор мучительно долго будет пытаться ее найти в SPRO.
Годовая стоимость настройки SAP (не считая стоимости выявления бизнес-процессов организации, проводимой более дешевым персоналом) в десятки раз превышает стоимость самого SAP как комплекта ПО.
Ну для такого утверждения, я бы советовал привести цифры, а то выходит что купив систему за 1 млн евро, стоимость внедрения по словам автора... будет 20-30-40 млн евро. Кстати, если автор знает где такой расклад по деньгам, пусть пишет, я туда схожу, может и мне перепадет что из тех десятков...
По практическому примеру ничего писать не будут, я HR если и видел то издалека, но в отличии от автора который абап не знает, но пишет о нем, не считаю делать так же...